Момо Капор. "Подходящий день для смерти". "Почему я вернулся домой".
«Супружеская пара гастарбайтеров спустя пять лет возвращается домой. Когда они наконец добрались до Сербии, жена попросила мужа свернуть в первый попавшийся трактир, чтобы отдохнуть немного после долгой дороги и выпить кофе. И вот, пожалуйста, появляется маленький, чистенький, просто идеальный кабачок. Светит весеннее солнышко, а рядом с двумя столиками, покрытыми чистыми скатертями, знаешь, такими клетчатыми, красно-белыми, под пестрым солнечным зонтом сидит мужчина, вероятно, официант, и поливает из шланга дорожку, мощенную мелким белым булыжником.
Кабачок окружен кустами роз и барбариса, а вся картинка – будто из журнала. Они останавливают машину и садятся за первый стол. «Можно два кофе?» – спрашивают они мужчину, поливающего дорожку. «Можно, – говорит он. – Почему бы и нет?» И ушел варить кофе. «Может, домашней ракии выпьете?» – спрашивает он их, принеся кофе. «А почему бы и нет?» – отвечают они, и тот приносит им две ракии, после чего присаживается за столик, и начинается разговор о погоде и состоянии дорог. Жена смотрит на все это удивленно, не нравится ей, что официант сидит за их столиком. Не привыкла она к этому. «Счет, пожалуйста», – говорит ее муж. «Какой еще счет?» – спрашивает тот, со шлангом. «Два кофе и две ракии…» – «Так ведь здесь не кабак!» – «А что же?» - «Это мой дом! – говорит мужик. – Ну что, может, еще по одной?»
Вот поэтому я и вернулся!»